Полезные материалы

Инструменты журналистики на службе личного бренда

Опубликовано
Анна Чуруксаева
Журналист, редактор,
исследователь феномена дистанционного интервью,
кандидат филологических наук.

Многим знаком этот ступор, когда нужно сформулировать информацию о себе в профиле, написать что-то в блог или рассказать о своей работе клиентам, СМИ, партнерам. И дело вовсе не в том, что у вас нет историй, советов, экспертного мнения. Просто все это находится в хаосе… который можно и нужно упорядочить!

Когда я беру интервью у неподготовленного человека, он не сразу вспоминает смешные или трогательные моменты, ему может понадобиться время, чтобы сформулировать небанальный совет или настроиться «на лирику». Моя задача в качестве журналиста – помочь с формулировками и настроем и так повести беседу, чтобы замечательные воспоминания сами собой прыгали на язык спикера.

Когда вы строите личный бренд, работу журналиста нужно выполнить на старте.

В пиаре и брендинге это называется «глубинное интервью». Обычно клиента приковывают цепями к батарее (шутка) – его усаживают в мягкое кресло и заводят беседу часа на два-три, а то и больше. Спрашивают обо всем на свете: пути в профессию, рождении идей, отношении к продукту, трендам – список вопросов составляется индивидуально. Потом информацию обрабатывают (убирают «воду»), фильтруют (исключают все, что не должно попасть в инфополе по тем или иным соображениям), структурируют (по темам, хронологически и др.), дополняют (цифрами, фактами и проч.), верифицируют (не все, что говорит спикер, – правда, что-то он плохо помнит, в чем-то заблуждается и т. д.), утверждают (с самим спикером и его советниками), сегментируют и оформляют. Заказчик получает готовые материалы на различные темы («Мой путь в профессию», «Лидеры, которые меня вдохновляют», «Тренды на рынке», «Что я думаю о стандартах…»).

Иными словами, тот хаос, о котором упоминалось выше, возвращается спикеру в упорядоченном виде. Дальше он уже сам решает, что с этим делать – публиковать в форме поста, рассказывать в авторском подкасте, превращать в сюжет анимационного ролика или использовать при ответе на вопросы журналиста или потенциального клиента. Главное, что истории, советы, воспоминания всегда под рукой!

Выглядит сложно?

На самом деле, эта задача – как большое ведро мороженого, которое вы можете есть понемногу, маленькой ложечкой, сегодня выбирая ягоды, а завтра сосредоточившись на пломбире.

Разве есть мороженое страшно? И, согласитесь, все мы любим говорить о себе.

На первом этапе вам нужно ответить всего лишь на 7 стандартных вопросов:

1. С чего вы начинали?

2. Что конкретно (и как) вы делаете?

3. Чем вы отличаетесь от других?

4. Почему ваши услуги столько стоят? (читай «Какая ценность у ваших

услуг или продукта?»)

5. Кто ваши клиенты и с какими типичными и оригинальными запросами они приходят?

6. Что интересного в вашей работе?

7. Какие у вас планы? (Чего хотите достичь? Над чем работаете сейчас?)

Сперва наговорите на диктофон в телефоне или напишите все, что приходит в голову. Не страшно, если ответы будут типовыми («Учился, пошел работать по специальности, набрался опыта…») или, что называется, не для публикации («Потому что хочу денег!»).

С полученным материалом уже можно работать – трансформировать и обогащать различными способами, в том числе с помощью приемов сторителлинга. Например, только для того, чтобы описать путь спикера в профессию или бизнес, есть несколько схем. Спорим, вы точно встречали самые популярные из них?

1. «Исправление ошибок» – не понравился товар или услуга/их не было на рынке, пришлось взяться за дело самому;

2. «Идеальное хобби» – увлечение детства превратилось в работу/бизнес, приносит радость и доход;

3. «Пазл сложился» – разноплановый опыт конвертировался в уникальную экспертизу и т. д.

Главный вопрос: какие схемы, сценарии, способы и методы подойдут именно вам? Об этом я и рассказываю на вебинарах и частных консультациях в рамках проекта «Все для личного бренда». Добро пожаловать!